Корзина товаров



  • нет товаров

Жанровое разнообразие федоскинской миниатюры

Особое место в лукутинских, вишняковски, федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения. Но первое обращение в миниатюре к этой теме пришло через творчество А.О. Орловского (1777 – 1832 гг.). Вслед за его «Тройкой с фельдъегерем», написанной в 1818 году, пошли тройки летние и зимние, парные, одиночные, обгоняющие друг друга с картин П.Н. Грузинского (1837 – 1892 гг.), Н.Е. Сверчкова и К. Гампельна.

Авария - Третьяков В.
Третьяков В.
Авария

Художники смело перерабатывали первоисточник, внося живое чувство в свои произведения. Тройки были и остаются любимым мотивом современных художников. Троечное» направление в Федоскино – это не «чистый жанр, повествующий просто о поездке на ярмарку, свадебном выезде или разудалом катании. Тройки рассказывают о многом в русском характере, это безоглядная лихость и сосредоточенная углубленность в себя. Тройки – это и задумчивая напевность ямщицких песен и удаль русских плясок. В «жарких тройках» Н. Леоновой безудержная отвага казачьих конниц, бьющая через край энергия, страстное упоение  скачками, терпкий запах степей и ночные звуки пасущихся табунов. Тройки М.С. Чижова на фоне зимнего деревенского пейзажа или жанрового сюжета излучают радость жизни. Ясные цвета красного, глубоких зеленого, синего и охры передают мажорную гамму ощущений морозного солнечного дня, праздничных событий и приятную необычность изображаемого.

Тройки и хороводы раскрывают душу народа. Хороводы и пляски Ю.В. Карапаева – это целый мир русской жизни. Нежный шелест березовых рощ, журчанье ручейков, щебетанье птиц, свежесть и прелесть раннего утра чудится в плавных движениях девичьих хороводов. Это и языческая обрядовость, плетущая нить преемственности поколений («Северная песня»). Хоровод – сокровенность, утаенность переживаний. Пляска – половодье чувств. В пляске Карапаева тонко схвачен жест отчаянного кавалера, где за внешней поглощенностью скрывается буйный темперамент, который через секунду прорвется в неистовый пляс и отчаянное озорство.

Коробейник - Папенов М.
Папёнов М.
Коробейник

Жанровый мотив в Федоскино – это широкое повествование, охватывающее большой исторический отрезок времени. Ретрообраз народного быта. Обращение художников к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и прочее, - это, скорее, хрестоматийная классика, которая воскрешает память, возвращая нас к чистому роднику народной жизни. «Весна», «Птица Сирин и птица Феникс» М. Рогатовой – это фольклорные обрядовые жанровые зарисовки. В работах художницы причудливо переплелись сказки, поверья, детские игры и мечты. В миниатюрах В.В. Синельниковой «На катке», «Пали снега, охотнички выезжали» - это тоже ретроспективный образ, но более близкого к нам времени, объединяющий жанровые и литературные мотивы, напоминающий быт героев Льва Толстого.

Для большинства жанровых сцен Федоскино присуща повествовательность, так характерная для народного искусства. Персонажи как бы позируют, замерев перед фотоаппаратом или разыгрывая некое действо для публики. Жанровые мотивы С.В. Монашова лиричны. Художник умеет обычное житейское дело поэтизировать, наполнить гармонией человеческих отношений, уютом («После бани»). Г.Н. Ларишев находит в житейской ситуации какой-нибудь острый момент, вносит в нее раскованное озорство. И в лирических жанровых мотивах его работ всегда присутствует лукавая улыбка их создателя.

Часто миниатюрны на жанровую тему написаны в гротескной манере («Новые русские» С.И. Кирсанова, «Чаепитие» Е.А. Солодилова). В.Д. Липицкий, автор сказочных сюжетов, ставших классикой Федоскино, официальных портретов политических деятелей, орнаментальных композиций, предстает перед нами как романтик жанра. Его «Коробейник» шире известной песенной основ. Персонажи его миниатюры помещены в динамичную среду: колышатся на ветру колосья пшеницы, развиваются одежды молодой красавицы, перед ней коленопреклоненный юноша. В другой миниатюре «У костра» группа молодежи собралась после работы на опушке у костра. Вдали виднеется деревенька, на лугу пасутся кони, воздушное пространство в движении, окутывающее всю окружающую природу. Сочетание открытых ясных тонов красного, белого, голубого на фоне нежной зелени с охристыми оттенками предает радостное мироощущение, свойственное молодости.

На привале - Третьяков В.
Третьяков В.
На привале

Сюжетами произведений вишняковских и лукутинских мастеров были известные картины, литографии, лубок. Этот подход сохранился и до сегодняшнего дня. Примером его является творчество художника В.И. Третьякова. Обращаясь к наследию известных художников-реалистов прошлого, он умеет свежо подать известный сюжет, безукоризненно вписав его в безупречно подобранные формы. Его произведения отличаются высокой культурой вещи («Бобыль», «Игра в шахматы»).

Уже с 20-х годов в работах федоскинцев начинают преобладать индивидуальные композиции, а 70-е годы ознаменовали не только значительный перелом в создании образцов для тиражирования, но и новый подход к темам и сюжетам. Отмечен небывалый рост индивидуального начала в федоскинской миниатюре, и не только в рамках образца, но гораздо шире и глубже. Это объясняется накопленным опытом, включая огромную работу по расширению кругозора и повышению общеобразовательного уровня художника, их участию во всевозможных выставках. Широкая и прочная система наставничества еще в 60-е годы дала возможность проявиться многим непохожим талантам, как В.Д. Липицкий, В.Д. Антонов, Ю.В. Карапаев, А.И. Солонинкин, Г.И. Ларишев, С.В. Монашов, О.А. Курузов, П.Н. Пучков, А.А. Толстов, М.С. Чижов, М.И. Корниенко, М.Г. Пашинин, А.И. Козлов, Г.Б. Скрипунов и многие другие.